:: ::

Объединение по интересам "Умелые ручки"

    ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«Умелые ручки»

(художественный профиль, базовый уровень)

                                                               Разработчик

                                                             Колодич Виктория Николаевна,

                                                           педагог дополнительного образования

                                                           Возраст воспитанников: 4-6 лет

                                                           Срок реализации программы: 1 год

 

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

           Программа объединения по интересам «Творческая мастерская» составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123. Профиль программы - художественный, образовательная область: « Декоративно-прикладное искусство». Основной вид деятельности - изучение различных техник декоративно-прикладного  искусства.

        Актуальность программы определяется тем, что она является социально ориентированной, отвечает запросам воспитанников и родителей, соотносится с тенденциями развития дополнительного образования детей и молодежи и  декоративно-прикладного искусства на современном этапе.

        Разработанная программа развития творческих способностей  воспитанников через восприятие народного искусства рассчитана на один год обучения. Реализация программы  направлена на эстетическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста и призвана помочь развить их природную любознательность и наблюдательность, научить систематизировать свои представления и наблюдения,  понимать богатый язык красок и цвета, простейшие законы композиции. Под влиянием искусства формируется чувство прекрасного, которое является вместе с тем основой развития нравственных качеств личности. Эстетическое чувство, сформировавшееся в детстве, способствует появлению отрицательного чувства ко всему злому и несправедливому в жизни, располагает к доброте и великодушию, гуманности. Занятия в объединении по интересам «Творческая мастерская» помогут воспитанникам чувствовать и понимать себя, переносить свой внутренний мир на бумагу. Занятия декоративно-прикладным  творчеством помогут детям проявить и раскрыть творческие способности, развить фантазию, образное мышление, оригинальность суждений. За время освоения программы воспитанники смогут обогатить свой эмоциональный мир, развить  коммуникативные способности, что в дальнейшем поможет им научаться понимать и ценить искусство, уважать духовные ценности, а также стремиться к саморазвитию и самовыражению.

 

Цель  программы:

Выявление и развитие творческих способностей воспитанников средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

- приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях  собственной практической творческой деятельности;

- познакомить воспитанников с различными видами и жанрами декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов;                                                                                                           - познакомить с основными законами композиции, колористического пространства, цветоведения;                                                                                                                                                                          - формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности;                            

-   уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
-   развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие,

эстетические чувства;
- развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- способствовать знакомству  классической закономерности народного декоративно-  прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре,  изобразительные приемы и т.д.).                                                                              
-    воспитыватьотзывчивость, сопереживание,    стремление    помочь,     чувство уверенности в себе в процессе коллективной творческой деятельности;                                                                                                        - воспитывать чувство национального самосознания и уважения к национальным ценностям.           

 

Организационные условия реализации программы

                    В объединение по интересам принимаются  желающие от 4 до 6 лет. Срок реализации программы - 1 год.

Форма получения образования - очная. Наполняемость объединения по интересам - в соответствии с Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. N154-3 «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании». Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся по группам, подгруппам.

Режим занятий в объединении по интересам:

воспитанники в возрасте от 4- 6 лет - 1 учебный час  в неделю (всего 28 учебных часа);

 

Материально-техническое обеспечение

 

 Кабинет оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, нормами пожарной и технической безопасности. Имеются столы, шкафы для хранения материалов и инструментов.

Инструменты к материалы:магнитная доска для демонстрации

наглядных пособий, зарисовок, эскизов; цветные и простые карандаши, кисти, краски акварельные, гуашевые, восковые карандаши,цветной картон формата А-4; пластилин,  - восковые мелки; изделия из глины,  природный материал, альбомы формата А4, ЛЗ.

Кадровое обеспечение: образовательный процесс в объединении по интересам осуществляет педагог дополнительного образования высокого профессионализма и мастерства.

 

 

 

У Ч Е Б Н О -Т Е М АТИ Ч ЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

Количество часов

Наименование разделов программы

 

В том числе

п/п

Всего

Теорет.

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Разноцветные просторы

9

2

7

3

Мастерим бумажный мир

8

2

6

4

Пластилиновая мозаика

4

1

3

          5

Графические фантазии

2

1

1

6

Игрушки делаем сами

2

1

1

7

Выставочная деятельность

1

-

1

8

Итоговое занятие

1

-

1

 

Итого

 

28

8

20

 

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вводное занятие

Знакомство с воспитанниками. Ознакомление воспитанников  с программой и задачами объединения по интересам. Экскурс в историю декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в учреждении образования.

  1. Разноцветные просторы

Теоретическая часть

Виды художественных материалов, приѐмы работы с ними. Основы цветоведения: основные цвета, смешение цветов, холодные цвета, тѐплые цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, штрих, мазок, точка. Основы композиции – «симметрия», «асимметрия». Сюжет в художественном произведении.

Практическая часть

Акварель: «Знакомство с кисточкой» (изобразительные свойства акварели; игра «Волшебные краски»),

«Пейзаж-настроение» (игра «Ассоциации»), «Осенний пейзаж» (пальчиковая игра «Весѐлый дождик»), «Животные играют с листьями» (игра «Весѐлая клякса»), «Натюрморт с фруктами» (игра «Ожившие фрукты»).

 Диагностические технологии: «Мой дом» (игра «Счастливый клубочек»), «Цветущий куст».

Гуашь: «Зима в лесу» (пейзаж), «Портрет мамы», «Автопортрет» (игра «Как смеѐтся каждая краска»), «Портрет папы», «Наши дедушки и бабушки» (пропорции человеческого лица, тела), «Новогоднее путешествие» (пальчиковая игра «Ожившие предметы»), «Подарки Деда Мороза».

Комбинированные работы: (с использованием гуаши и акварели):

 «Чудо радуга-дуга»,«Обитатели подводного царства» (композиция с использованием живых листьев в качестве матриц; игра «Морские волны»),

 «Весѐлая маска» (комбинированная работа; пальчиковая игра «Превращения зверушек»).

«Это лето ты не позабудь» (конкурсная программа, построенная на основе «Французской мастерской»), «Путешествие в пустыню» (коллаж-аппликация).

  1. Мастерим бумажный мир

Теоретическая часть.  Бумага и её виды. Природные свойства бумаги. Техники работы с бумагой: аппликация, объѐмные композиции; вырезание, сгибание, склеивание. Работа с простыми геометрическими фигурами – вырезание, составление тематических работ. Трансформация плоской фигуры в объѐм.

Практическая часть

Аппликация из рваной бумаги: «Собачка» (игра «Весѐлая клякса»), «Шѐрстка у котика» (использование рваного и разрезного способа аппликации; игра «Котѐнок»), «Зима» (коллективная композиция с освоением способа многослойной объѐмной аппликации).

Аппликация: «Бабочки» (игра «Счастливый клубочек»),«Петушок» (простые аппликации; игровая разминка «Какая у кого песенка»), «Сирень для мамы» (вырезание абстрактных модулей для создания цветка), «Родные просторы» (использование геометрических фигур; пальчиковая игра «Весѐлый 11 дождик»), «Сказочное дерево» (комбинирование различных материалов в аппликации), «Осенний калейдоскоп» (творческое экспериментирование с бумагой различных цветов и фактур).

Оригами: «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (игра «Весѐлая клякса»), «Чудо-сказка» (коллективная работа).

  1. Пластилиновая мозаика

Теоретическая часть Пластические материалы и приѐмы работы с ними: пластилин, тесто, пластика. Отличительные свойства пластилина. Особенности формообразования. Средства и способы изображения в пластилине, тесте, пластике. Рельеф и объем: фактура, цвет, декор. Ознакомление со скульптурой малых форм. Особенности работы над скульптурой. Функция скульптуры. Характер художественных образов. Средства художественной выразительности лепного произведения.

Практическая часть

Лепка декоративного панно: «Солнышко смеѐтся» (изготовление простейших форм с использованием жгутовой техники; игра «Весѐлая клякса»);

«Фантастическое животное» (пальчиковая игра «Превращения зверушек»), «Моя семья» (панно с использованием различных техник, диагностика), «Домик в деревне» (коллективная работа), «Сказочный пейзаж» (декоративное панно с заглаживанием поверхности; игра «Весѐлая клякса»);

«Круговорот» (ассоциативное рисование), «Цветы» (композиции в круге с добавлением элементов сложного декора).

Изготовление объѐмной скульптуры: «В гостях у сказки» (лепка от целого куска; игра «Счастливый клубочек»), «Весѐлые человечки» (изучение приѐма «примазывание частей»; игра «Живая скульптура»),

 «Мой страх» (диагностическая технология; игра «Абра-кадабра»).

  1. Графические фантазии

Теоретическая часть Художественные материалы. Свойства графических материалов: простого карандаша, восковых мелков, фломастеров, цветных карандашей, чѐрной гуаши и приѐмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Свет, тень, силуэт. Изучение техники «отпечаток». Прикладная графика: открытка, поздравления. Книжная графика – показ разнообразия передачи предметов и явлений, способы передачи движения, специфики оформления детской книжки.

Практическая часть

Изготовление работ в технике «отпечаток»: «Эти весѐлые животные» (игра «Весѐлый художник»).

Изготовление работ в технике «старых мастеров»: «Подсолнух» (игра «Шнурок»), «Восточный город» (игра «Веер хорошего настроения»).

Работа с фломастерами: «Волшебная Жар-птица» (ассоциативное рисование; игра «Весѐлая клякса»).

 Работа с простым карандашом, чѐрной гуашью: «Волшебный карандаш» (упражнения по выполнению линий разного характера;ассоциативное рисование; игра «Шнурок»).

 «Деревья» (коллективная работа, чѐрная гуашь, силуэт; пальчиковая игра «Весѐлый дождик»),«Конкурсная программа по анималистическому жанру» (силуэт; ассоциативное рисование).

Прикладная и книжная графика: «Чудо-теремок» (книжная графика; игра «Счастливый клубочек»),

«Главная буква» (аллитерация имени, акварель; игра «Как смеѐтся каждая краска»).

 

  1. Игрушки делаем сами

Теоретическая часть

Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира. Знакомство с понятиями – форма, фактура, объѐм, ритмика. Пластические свойства бумаги, формообразование в бумажной пластике. Знакомство с тематическими праздниками, их характерными особенностями: Новый год, Каляды, Масленица, 23 февраля, 8 Марта, Купалле, Гуканне вясны. Знакомство с прикладной графикой (открытка).

Практическая часть

Аппликация: «Калядная маска» (творческое экспериментирование с бумагой и гуашевыми красками),«Рождественская открытка» (декоративная аппликация, комбинирование различных материалов в аппликации; пальчиковая игра «Ожившие предметы»); «Подарок маме» (игра «Счастливый клубочек»), «Подарок папе» (творческое экспериментирование с бумагой различных цветов и фактур – изготовление открытки).

Изготовление сувениров: «Птицы весны» (творческое экспериментирование с бумагой и гуашевыми красками; игра «Как смеѐтсякаждая краска»), «Беларусачка» (создание сувенирной куклы), «Папараць-кветка»  (создание объѐмного цветка из цветной бумаги с использованием приѐмоввытинанки).

 

  1. Выставочная деятельность

Экскурсии на выставки, конкурсно-развлекательные и познавательные программы.

  1. Итоговое занятие

Занятие-игра «Волшебный калейдоскоп».

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитанники должны знать:

- правила безопасного труда;

- основные инструменты, художественные материалы и приемы их использования;        - узнавать и называть  знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

- составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;

-  уметь сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

- лепить из глины (пластилина) декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;

- использовать в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;                                                               - пользоваться разными художественными материалами и инструментами: карандашами, кистью, палитрой, фломастерами, восковыми мелками, красками;                  - понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, линия, орнамент, аппликация, вытинанка, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, роспись, лепка, керамика;

- уметь самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Текущий контроль осуществляется форме в выставках творческих работ на протяжении учебного года.

Отчет о работе объединения за год проходит в форме выставки творческих работ воспитанников, открытых занятий, презентаций воспитанниками своих работ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Главная задача педагога - «настроить» воспитанников на творчество, дать почувствовать свою неповторимость в сравнении с другими, постепенно развивая индивидуальность каждого учащегося. На занятия в объединении по интересам «Творческая мастерская» воспитанники  могут общаться друг с другом в неформальной творческой обстановке при поддержке дружелюбного педагога. Занятия проходят в отличимой от занятий психологической атмосфере, что способствует развитию образного, интуитивного, ассоциативного мышления воспитанников. Творческому общению способствуют: совместный просмотр и анализ выполненных работ, просмотр видео презентаций по темам занятий, презентации собственных работ, посещение выставок и музеев. Самооценку воспитанников повышает выставочная деятельность, участие в мастер-классах, участие в конкурсах различного уровня.

Большое внимание уделяется идеологической и воспитательной работе с воспитанниками. Воспитанники получают основы профессионального воспитания. Учатся культуре организации своего труда, этике и эстетике выполнения работы и представления ее результатов, уважительному отношению к профессиональной деятельности других, коллективной ответственности.

Педагог объединения по интересам само развивается, находится в творческом движении, учит и учится вместе с воспитанниками.

  

 

 ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 467 с.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12.2006 г. № 125 [Электронный ресурс]
  3. Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 1

54-3 « Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»

4.Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс]

  1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31декабря 2020 г. № 312) [Электронный ресурс]
  2. Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль), (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 №123

7.Объединения по интересам изобразительного и декоративно-прикладного творчества: пособие для педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодежи,  с белорусским и русским языками обучения / Н.Д. Андреюк [и др.], под ред. Н.В. Гришкевич, Т.А. Сидоревич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015. – 272 с.

  1. Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Режим доступа: http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya .
  2. Адамчик, М.В. Энциклопедия рисования / М.В. Адамчик. – Минск, 2010.
  3. Артеменко, З.В., Азбука форм воспитательной работы / З.В.Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск, 2001.
  4. Беларускi народны каляндар. – Мiнск, 1993.
  5. Берт Додсон. Искусство рисунка / Додсон Берт. – Минск, 2009.
  6. Богданович, О.Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса / О.Н. Богданович. – Мозырь, 2009.
  7. Валаханович, С.А. Преображение творчеством / С.А. Валаханович. – Минск, 2003.
  8. Елатошцева, Е.М. Теоретическое основание изобразительного искусства / Е.М. Елатошцева. – Минск, 2007.
  9. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников / Т.В.Загвоздкина. – Минск, 2001.
  10. Криволап, Н.С., Педагогическая мастерская / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Минск, 2003.
  11. Максимова, Н.Н., Колобова, Т.Г. Аппликация. Учебно-наглядные материалы по обучению детей среднего дошкольного возраста / Н.Н. Максимова, Т.Г. Колобова. – Москва, 1998
  12. Мурзина, А.С. Учебник рисования для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.С. Мурзина. – Минск, 2011.
  13. Панько, Е.А. Программа дошкольного образования «Пралеска» / Е.А. Панько. – Минск, 2007. 13. Развiццѐ асобы дзiцяцi ў дзейнасці. – Минск, 2002.
  14. Сахута, Я.М. Беларуская выцінанка / Я.М. Сахута. – Мінск, 2008.
  15. Силивон, В.А. Когда ребенок рисует / В.А. Силивон. – Минск, 1990.
  16. Соколова-Кубай, Н. Узоры из бумаги (белорусская выцинанка) / Н. Соколова-

Кубай. – Тверь, 2006.

  1. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова, С.Н. Ломов. – Москва, 2009.
  2. Швайко, Г.С. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – Москва, 200
  3. Эрнест Уотсон. Искусство рисования карандашом / Уотсон Эрнест. – Минск,

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

-

ВНИМАНИЕ! Железная дорога — зона повышенной опасности — Средняя школа №5  г.Пружаны