Рекомендации родителям будущих первоклассников
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский
Перед тем как ребенок пойдет в школу, родителям необходимо быть уверенными в том, что он готов к новому шагу в своей жизни.
Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
- Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
- Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых
- Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает: понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
Результаты освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования к 6 годам:
Образовательная область «Физическая культура».
Воспитанник:
выполняет разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на велосипеде, катание на самокате, плавание), элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, теннис, бадминтон);
доводит начатую двигательную деятельность (спортивную или подвижную игру, индивидуальное двигательное задание) до завершения, стремится не прибегать к помощи взрослых;
оценивает двигательное действие (находит отличие и сходство в выполнении упражнения двумя детьми;
сравнивает свои достижения с прежними собственными результатами); реализует двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности (физкультурные развлечения, туристические прогулки и походы, самостоятельная двигательная деятельность: например, умеет плавать, кататься на самокате, велосипеде, роликовых коньках, лыжах;
соблюдает правила безопасности при выполнении физических упражнений; скользит на груди и спине с гребковыми движениями рук, поворачивается во время скольжения с груди на спину и наоборот;
плавает способом «кроль» на груди и спине с помощью поддерживающих средств (ласты, доски) и без них.
Образовательная область «Ребенок и общество»
Воспитанник: называет домашний адрес, собственное имя, отчество (если таковое имеется), фамилию свою, взрослых, номер домашнего телефона; выражает (вербально) свои эмоциональные состояния, переживания, чувства, поступки (например, «Я рад», «Я сердит»), оценивает их с позиции моральных норм (хорошо – плохо);
осознает значение семьи в жизни человека (например, рассказывает о своей семье, доме, совместном отдыхе), проявляет любовь к родителям; самостоятельно выполняет гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), соблюдает правила приема пищи и поведения за столом;
выполняет правила сохранения и укрепления здоровья (например, соблюдает распорядок дня, употребляет продукты, полезные для здоровья);
различает признаки хорошего и плохого самочувствия, обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, осознает важность оказания первой помощи (под наблюдением взрослого);
выполняет правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, соблюдает правила дорожного движения (например, переходит проезжую часть по пешеходному переходу), осознает последствия при невыполнении правил поведения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях (например, при пожаре – не прятаться, звать взрослых на помощь); соблюдает правила поведения, культуры общения в обществе сверстников, налаживает с ними дружеские взаимоотношения (например, играет вместе, помогает, подчиняется общим интересам и правилам), разрешает конфликты мирным путем (например, договаривается, извиняется, обращается ко взрослому), применяет способы элементарного самоконтроля и саморегуляции во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми (ведет себя спокойно, сдерживает свои негативные побуждения);
определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет, с какими государствами граничит;
называет родной населенный пункт, страну, ее столицу, их достопримечательности (например, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь);
называет природные символы Беларуси (например, зубр, аист, цветок льна), понимает их значение;
рассказывает о значении цветов и орнамента Государственного флага Республики Беларусь, об элементах Государственного герба Республики Беларусь;
знает и соблюдает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушает и исполняет гимн стоя, мальчики снимают головные уборы);
узнает и называет людей, прославивших Республики Беларусь;
рассказывает о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (например, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда);
рассказывает о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (например, памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (например, мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы»);
рассказывает о белорусской армии, ее почетной обязанности охранять и защищать спокойствие и безопасность Родины;
различает и называет белорусские народные промыслы (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву), предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси (например, изделия из льна, глины, соломки, лозы), компоненты национального костюма, блюда народной кухни; узнает и называет предметы, облегчающие труд взрослых: выделяет их признаки, функции, предназначение;
называет профессии людей (например, «воспитатель», «учитель», «строитель», «обувщик», «художник», «библиотекарь»), их орудия труда, понимает значимость результатов их труда для семьи, города;
называет известные организации родного населенного пункта, страны (например, по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники); применяет основные экономические понятия (например, «деньги», «бюджет», «цена»), устанавливает причинно-следственные связи между понятиями «труд» – «продукт» – «деньги», различает деньги по внешнему виду, по ценности, названию;
проявляет активность в совместной игре со сверстниками, умеет организовать игру, согласовывает игровой замысел и выбор роли со сверстниками (считалка, жребий), учитывает свои интересы и интересы партнера, решает конфликты в игре на основе мирного соглашения, действует в соответствии с игровым замыслом и правилами;
проявляет самостоятельность в разных видах трудовой деятельности (самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, ручном труде), целостно выполняет трудовые действия, осуществляет самоконтроль; испытывает чувство удовлетворения от качества результатов своего труда, бережно относится к результатам своего труда, труда сверстников и взрослых.
Познавательная активность.
проявляет любознательность, познавательные интересы к предметам, явлениям, событиям, находящимся за пределами непосредственного восприятия и детского опыта;
проявляет склонность к определенной области познания (природа, музыка, техника);
демонстрирует элементы избирательного интереса к коллекционированию (собирает камушки, фантики), рисованию, конструированию, игре в куклы или к компьютерным играм;
проявляет избирательные интересы, повышенную познавательную активность в форме разнообразных вопросов причинно-следственного, гипотетического характера («Почему?», «Зачем?», «Каким образом?», «А что будет, если ... ?», «Девочка плачет, потому что потерялась?», «А верблюд кушает хлеб?»).
Воспитанник к 6 годам.проявляет любознательность, познавательные интересы к явлениям природной, предметной и социальной среды, недоступным внешнему наблюдению;
проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей, инициативу в решении познавательных задач;
проявляет избирательный интерес к коллекционированию и другим видам детской деятельности;
проявляет устойчивый интерес к определенной области познания (природа, музыка, техника), разнообразные интеллектуальные чувства и эмоции (например, удивление, сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях);
задает взрослым и сверстникам большое количество разнообразных вопросов: определительные («Девочки любят играть с куклами?», «А сосулька сладкая?»).
Развитие памяти и внимания.
сосредоточивает целенаправленно и длительно внимание на отдельном объекте при отвлечении от всего остального в течение 20 и более минут (концентрация и устойчивость внимания);
называет изменения и их причины в предметном и природном мире; выделяет из общего фона 6–7 однородных объектов (объем внимания); переключает внимание с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой, между малоизвестным видом деятельности и знакомым (распределение внимания);
запоминает при помощи образно-зрительной памяти и на слух 5–7 объектов, при использовании приема смысловой группировки – 9 и более объектов; использует для запоминания различные приемы: создания внешних опор (подсчет, ассоциация, мнемосхема, группировка);
создания смысловых опор (классификация, достраивание материала, структурирование, аналогия);
логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение, смысловая группировка);
наглядного моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов);
владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий);
рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные);
применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки).
Развитие мышления.
обобщает понятия, называет общие свойства предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между ними; осуществляет мыслительный анализ: выделяет детали и систему признаков (свойств) объектов (воспринимая предмет или явление; воспроизводя образ объекта по памяти);
устанавливает сходство и различие между объектами;
выделяет существенные признаки сравниваемых объектов;
выполняет многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов;
группирует объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образец и на представления, по самостоятельно найденному основанию, определяя основание объединения в группу заданной совокупности объектов, классифицирует объекты по обобщающему слову;
устанавливает закономерности с опорой на зрительный образец; устанавливает разные отношения между предметами и объектами: противоположности; последовательности; функциональные: род – вид; целое – часть; причина – следствие;
выполняет сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности;
выявляет и называет разнообразные противоречия в явлениях природы (ранним летним утром нет росы на траве), предметном мире (нож не режет), наблюдаемых проявлениях социальной жизни (сверстник берет игрушку без спроса);
выбирает самостоятельно разные способы экспериментирования (что предпринять, когда «тормозит» игрушечный поезд: попробовать самому или спросить у папы);
принимает и понимает учебные интеллектуальные задачи.
Развитие воображения.
произвольно и самостоятельно создает образы воображения;
сочиняет развернутые и последовательные истории;
сочиняет и воображает в различных видах деятельности;
проявляет творческую инициативу во всех видах деятельности;
применяет широкий круг замещающих действий, образов, символов (перевоплощений в игре, театральной деятельности, привычной бытовой деятельности, сочинительстве собственных историй);
использует различные приемы создания образов в воображении (комбинирование, типизация, смешение признаков, акцентирование, преувеличение, преуменьшение, уподобление);
отличает вымысел от реальности.
Образовательная область «Элементарные математические представления»
Воспитанник считает количественным и порядковым счетом до 10, соблюдая правила;
определяет порядковое место объекта;
называет состав чисел от 1 до 5 из единиц и чисел от 1 до 10 – из двух меньших;
использует способы измерения величины линейных протяженностей (длина, ширина, высота) и объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки;
различает и называет геометрические и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус), обобщенное понятие «четырехугольник»; определяет связи и отношения между смежными числами;
различает и использует знаки «больше», «меньше», «равно»; группирует и классифицирует предметы по одному-трем признакам;
распознает и называет части суток, дни недели, времена года, их последовательность по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности, наблюдений явлений природы, с помощью модели; ориентируется на листе бумаге, в знакомом окружающем пространстве, двигается в заданном направлении, использует наглядные модели;
обозначает последовательность с помощью стрелки.
Образовательная область «Ребенок и природа».
Воспитанник называет признаки, характерные для живых существ, и их проявления у растений и животных;
называет признаки сезонных изменений в неживой природе; мире растений; мире животных;
называет способы использования органов чувств для познания окружающего мира;
узнает и называет растения, группирует их по разным признакам: жизненной форме (трава, куст, дерево), строению листьев (лиственные, хвойные), отношению к человеку (культурные, дикорастущие), способу использования (пищевые, лекарственные, декоративные), месту обитания (лес, луг, водоем, сад, поле, огород, цветник, комната); растения разных климатических зон (например, пальмы, ананасы, апельсины);
узнает и называет животных, группирует их по разным признакам: классам (птицы, рыбы, звери, насекомые); месту обитания (например, лес, луг, водоем), способу передвижения (например, бегающие, летающие, прыгающие, плавающие); природно- климатическим зонам (например, белый медведь, тюлень, пингвин, жираф, слон, обезьяна);
применяет разные способы ухода за растениями и животными в соответствии с их потребностями;
выделяет и называет особенности строения органов чувств: глаза (веки, ресницы), нос (крылья носа, ноздри), ухо (ушная раковина, слуховой проход);
выделяет и называет свойства объектов и явлений неживой природы (например, песок, камни, глина, вода, воздух, гроза, радуга, снег);
различает и называет фазы Луны (растущая Луна, Полнолуние, стареющая Луна), созвездия на небе (например, Большая Медведица, Малая Медведица); называет правила взаимодействия с домашними, бездомными, дикими животными, комнатными растениями и растениями в природной среде, с предметами неживой природы.
Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»
Воспитанник называет значения многозначных слов разных частей речи; различает обобщающие понятия; вербально выражает результат сопоставления предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству;
употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации;
образовывает формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа имен существительных;
образовывает имена существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами;
подбирает однокоренные слова;
изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, условий общения;
различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие изолированные, в словах и фразовой речи, не называя терминов; дифференцирует пары звуков [з]–[с], [ц]–[с], [ж]–[ш], [ч]–[щ], [л]–[р]; составляет предложения разных типов;
подбирает слова и фразы, сходные по звучанию;
пересказывает художественный текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей; составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием;
составляет повествовательный рассказ или сказку об игрушках; рассказы из личного опыта.
Адукацыйная галіна «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін».
Выхаванец называе словы рускай і беларускай моў, якія супадаюць або падобныя па вымаўленні, але маюць рознае лексічнае значэнне;
Ужывае ва ўласным маўленні некаторыя асаблівасці граматычнага ладу беларускага маўлення: адзіночны і множны лік асобных назоўнікаў; дапасаванне прыметнікаў да некаторых назоўнікаў;
Утварэнне некаторых склонавых форм назоўнікаў; прыналежных прыметнікаў; вышэйшай і найвышэйшай ступеней параўнання прыметнікаў; прыслоўяў («уранку», «узімку»);
Фармулюе пытанні з дапамогай часціц «ці», «хіба», ужывае ў мове прыназоўнікі «у», «да», словазлучэнні з гэтымі прыназоўнікамі;
Ужывае ва ўласным маўленні спецыфічна беларускія марфолага-сінтаксічныя звароты («баліцькаму», «хварэць на што», «хадзіць у грыбы, у ягады», «дзякавацькаму», «смяяцца з каго»);
Правільна вымаўляе спецыфічна беларускія гукі ў словах і фразах; пераказвае кароткія казкі і апавяданні.
Образовательная область «Подготовка к обучению грамоте».
Воспитанник различает и правильно использует термины: «предложение», «слово», «слог», «ударный слог», «звук», «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «ударный гласный звук», «безударный гласный звук»;
подбирает и называет слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию, подбирает слова с заданным звуком;
делит двух-, трехсложные слова на слоги;
определяет словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова;
произносит слова с постоянным и перенесенным ударением;
делит на слова и составляет предложения из 2–4 слов без предлогов и союзов;
проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.
Образовательная область «Изобразительное искусство».
Воспитанник различает и называет жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт);
виды книжной графики, скульптуры, функции архитектуры и дизайна; понимает и описывает содержание произведения искусства, средства художественной выразительности произведения, его образы, сюжеты; самостоятельно рисует предметы, сюжеты, декоративные элементы с натуры, по замыслу;
вариативно использует различные способы (конструктивный, силуэтноконтурный) и техники (живописные, графические) рисования в соответствии с характеристикой образа, техники работы с живописными и графическими материалами, средства художественной выразительности (цвет, линии, ритм, композицию);
выполняет графические действия, необходимые для овладения письмом: рисует различные линии и условные графические знаки в ограниченном пространстве;
самостоятельно лепит предметы, сюжеты, декоративные элементы разными способами и приемами (конструктивный, смешанный, приемы прищипывания, оттягивания, примазывания, использование стек, штампов); использует средства художественной выразительности для создания образа (объем, форма, динамика (жесты, позы), пропорции, композиция);
использует разные приемы и способы вырезания (прямолинейное, криволинейное);
выполняет коллективную и индивидуальную аппликации: предметную, сюжетную, декоративную, плоскостную, полуобъемную, с элементами флористики, коллажа из различных материалов (бумага, ткань, природный материал);
создает конструкции и художественные образы из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природного (дополнительного) материала, бумаги; конструирует по образцу, схеме, замыслу, условиям разными способами, использует свойства конструктивного материала, разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала;
использует разные виды изобразительной деятельности в процессе занятий дизайном; создает доступные объекты дизайна своими руками самостоятельно и совместно с другими детьми, экспериментирует с различными художественными материалами и техниками.
Подготовка руки к письму. Воспитанник выполняет графические действия, необходимые для овладения письмом: рисует различные линии и условные графические знаки в свободном и ограниченном пространстве, регулирует движения руки (по силе нажима, амплитуде), штрихует.
Образовательная область «Музыкальное искусство».
Воспитанник проявляет сопереживание музыкальным образам прослушанной музыки (в мимике, речи, движениях, музицировании);
внимательно, заинтересованно слушает, называет вокальные и инструментальные произведения народной, классической, современной музыки (в том числе одного жанра), их автора, части (2–3);
передает одновременно с восприятием музыки характерные особенности музыкального образа в пении, движении, музицировании, творчестве и других видах деятельности;
различает и называет музыкальные инструменты симфонического (например, скрипка, флейта, гобой, труба, фортепиано, арфа), белорусского народного (например, гармошка, дудочка, дуда, цимбалы), детского (например, металлофон, ксилофон, треугольник, румба, бубен, барабан) оркестров; различает и называет песни, танцы, хороводы, их части;
различает и называет виды пения, музыкально-ритмических движений, музицирования;
высказывает свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении, применяя знания о средствах музыкальной выразительности;
выражает музыкальные предпочтения в общении со сверстниками и взрослыми; выразительно исполняет песни, попевки, соблюдая певческую установку, соло, дуэтом, хором, в хороводе, с музыкальным сопровождением и без него;
ритмично, выразительно исполняет музыкально-ритмические движения, танцы (2–3 фигуры) с атрибутами и без них под двух- и трехчастную музыку; музицирует на отдельных детских музыкальных инструментах (например, дудочка, металлофон, ксилофон, цимбалы, треугольник, румба, бубен, барабан), в ансамбле, шумовом и смешанном оркестре;
импровизирует соло, в мини-группе, создавая целостные оригинальные и развернутые композиции-импровизации (танцевальные, песенные, песенно-инструментальные), передавая в них интонации разного настроения (мажор, минор), динамики, высоты, ритма, темпа;
исполняет разученные песни, танцы, инструментальные композиции в разных видах эстетической деятельности и жизненных ситуациях; высказывает оценочные суждения о качестве собственного исполнения песни, музыкально-ритмического движения, музицирования и композиции-импровизации, исполнения сверстниками.
Образовательная область «Художественная литература».
Воспитанник слушает и адекватно воспринимает произведения художественной литературы и фольклора;
различает и называет жанры фольклора, литературные жанры (стихотворение, сказка, рассказ, басня) и их особенности;
определяет и описывает настроение, характер литературного (фольклорного) произведения;
выразительно исполняет поэтическое произведение, эмоционально и точно передает содержание, применяет нужные интонации, логические ударения и паузы, правильно воспроизводит темп, ритм стихотворной речи, регулирует силу голоса;
пересказывает прозаические произведения (например, рассказ, сказку).
Вселяйте в малыша оптимизм, и всегда уверенно говорите, что он будет умничкой и у него все получится!